В современных протестантских церквах уже давно укоренился термин «десятина» для обозначения «добровольных материальных пожертвований». Что интересно, эти термины друг другу противоречат, ибо жесткая привязка к размеру денежного взноса (десятина — это 10%) явно противоречит понятию «добровольность». Множество проповедников так называемого «евангелия благосостояния» сделали учение о «десятине» краеугольным. В харизматических церквах даже существует специальный гомилетический жанр: «проповедь о десятине», произносимая в начале каждого богослужения. Это неудивительно, ведь от регулярности пожертвований зависит благосостояние церкви и пастора. Только вот имеем ли мы право использовать термин «десятина» во времена Нового Завета? Вправе ли мы требовать, чтобы христиане отдавали Богу именно 10% от своего дохода? Давайте разберемся… В древнем мире, еще до Закона Моисеева было известно пожертвование в виде десятой части от дохода. Десятину Мелхиседеку отдал Аврам (Быт 14:20), Иаков пообещал Богу десятую часть своих доходов (Быт 28:22) — правда непонятно, куда девал Иаков свою десятину… Не исключено, что или приносил в жертву, или раздавал бедным… С пришествием Закона Моисеева порядок взимания десятин значительно ужесточился. Десятин было несколько. И не всегда они равнялись 10%. В денежном эквиваленте десятина равнялась 12% (Лев. 27:31), кроме того десятиной называлось пожертвование для левитов, и приношение совершаемое раз в три года, отдаваемое сиротам, вдовам и беднякам (что составляло 4% от ежегодного дохода). (см. Лев 27:30-33; Чис. 18:20,21; Вт. 12:17-18; 14:22) Итак, 12% — десятина + 12% — пожертвования левитам + 4% — вдовам, сиротам и бедным. Всего 28% (!) А если «платить» не деньгами, а животными и плодами, то 24%, но не 10! Кроме десятин еще существовали и добровольные приношения, размер которых закон не регламентировал. Таким образом, любителям бездумно перенести ветхозаветное учение о десятине в Новый Завет нужно быть последовательными и жертвовать Богу не 10%, а 28% своих доходов. Причем всех доходов! Вам подарили компьютер? Отдайте 28% его стоимости в церковь! Получили в наследство квартиру? Четверть ее рыночной стоимости внесите в приходскую кассу! И т.д. Но, на самом деле мы должны с вами честно признаться, что в Новом Завете нет требования о «десятине». В Новом Завете всего четыре раза используется существительное δεκάτη (десятина) — все четыре раза это слово использовано в 7 главе послания к евреям и не в форме заповеди для христиан, а в форме рассказа о том, что произошло между Авраамом и Мелхиседеком. Причем явно доказывается преимущество Нового Завета перед Ветхим и их нетождественность. Кроме этого в Новом Завете еще 4 раза встречается глагол ἀποδεκατόω (давать десятину), который буквально можно перевести, как «отдесятить». Причем один раз этот глагол встречается в той же седьмой главе послания к евреям. Один раз в притче о фарисее и мытаре, где гордый фарисей хвалится перед Богом тем, что отдает десятину (Лук.18:12). И два раза этот глагол встречается в Господнем проклятии фарисеям и книжникам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Матф.23:23) «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». (Лук.11:42) Сторонники перенесения ветхозаветной заповеди о десятине в церковь часто говорят, что Господь якобы тут не отменяет десятину, а говорит, что надо было и десятину платить и не оставлять суд, милость, веру и любовь Божью. Но в том-то и дело, что Господь употребляет прошедшее время: «сие надлежало делать». Не «надлежит»! Это осталось в прошлом. Всякий трезвомыслящий христианин понимает одно железное герменевтическое правило, касающееся ветхозаветных постановлений: Ветхий Завет — это Слово Божье для нас, но более не заповедь для нас! Некоторые заповеди Ветхого Завета обновлены в Новом, но среди них нет заповеди о десятине. Новый Завет нигде не требует, чтобы христиане приносили Богу десять процентов своих доходов! Более того, такое законническое требование совершенно противоречит духу Нового Завета. В Новом Завете существует учение о пожертвованиях, из которых складывается церковный бюджет, необходимый для оплаты труда служителей и осуществления благотворительной деятельности. Но нигде не регламентируется размер пожертвований. Разумеется, такое учение не означает, что пожертвования должны ограничится «червонцем» в воскресенье Учение Нового Завета о финансовом служении христианина складывается из нескольких принципов: 1. Жертвенность. Христос хвалит бедную вдову за то, что она пожертвовала Богу 100% своего ежедневного дохода. Я слышал об одном американском бизнесмене, который всю свою жизнь жертвовал Богу 90% своего дохода, а жил на 10% (правда, надобно признаться, что его ежемесячные 10% были существенно больше годового дохода среднего россиянина). Писание говорит нам, что каждый из нас богат: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». (1Тим.6:8) В сравнении с Втор. 24:10-13 мы имеем понятное библейское определение того кто является «богатым» и кто «бедным». Здесь мы видим, что если у человека есть две смены одежды и дневное пропитание на начало дня, тогда он считается нормальным человеком и не нуждается ни в чем из руки Божьей. Все, что сверх этого, считается «богатством», а все, что меньше — «бедностью». Большинство российских христиан соответствуют определению «богатый», поэтому учение о жертвенности применимо и к нам: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны». (1Тим.6:17,18) Кроме того, процесс сбора пожертвований описан Павлом в тексте: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2). А это еще несколько принципов: 2. Оно должно быть регулярным и последовательным: «В первый день недели» 3. Оно должно быть личным и индивидуальным: «пусть каждый» 4. Оно должно быть систематическим и спланированным : «отлагает и сберегает» 5. Оно должно быть пропорционально вашему благополучию: «сколько позволит ему состояние». Ветхий Завет — это источник образов для нас (1Кор.10:11). Десятина — это приблизительный ориентир нашего размера пожертвований, но ни в коем случае не закон. Ну и еще несколько принципов: 6. Добровольность и душевный комфорт жертвующего. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор.9:7) 7. Использование на доброе дело (2-е Кор. 9:6-11) На что Новый Завет учит нас тратить свои пожертвования? · Финансовое попечение о родителях. (1 Тим. 5:3,4) · Поддержка тех служителей, которые непосредственно служат нам. (Гал. 6:6, 1 Кор. 9:9-14) · Поддержка нуждающихся братьев и сестер (Гал. 6:10, Иаков 2:15,16) · Любое служение, выполняющее хорошее библейское дело для Бога (2 Кор. 8:1-6, 1 Тим. 6:18,19) Ясно, что десяти процентов тут не хватит. Поэтому Новый Завет говорит нам о том, чтобы мы рассматривали свои деньги, как принадлежащие Господу на 100% — все Господне. Но Он же дает нам мудрости как правильно пользоваться этим богатством, чтобы «в Бога богатеть». Так что «десятина» — это понятие устаревшее и из церковного лексикона должно быть изъято. Учение о жертвенности — вот настоящее библейское учение. И не всегда наградой за эту жертвенность будет земное благосостояние, но всегда — Божье благословение на небесах, где моль и ржа вынуждены поститься и у воров срываются планы о подкопах! P.S. Тут некоторые не верят, что у евреев было несколько видов "десятин"... Сошлюсь на раввинов: * Ма‘асер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21–24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер, в пользу кохенов. Ма‘асер ришон как достояние левитов описан в талмудической литературе, однако в некоторых апокрифических источниках (Юдифь 11:13; 13:25–27) рассказывается о приношении десятин кохенам, а не левитам. Талмудическая литература изобилует примерами приношения ма‘асер ришон именно левитам. Существует немало дискуссий таннаев о допустимости приношенияма‘асер ришон кохену, а не левиту (Кт. 26а; Хул. 131а; Иев. 86а), в которых мнения большинства авторитетов склоняются в пользу подтверждения прав левитов на первую десятину. В писаниях Филона Александрийского и Иосифа Флавия иногда ма‘асер ришон упоминается как достояние левитов, а иногда — кохенов. Современные исследователи полагают, что с периода Эзры у жреческой аристократии возникла тенденция к безраздельному господству в сфере храмового культа вообще и храмовых посвящений в частности, нашедшая свое выражение в том, что представители жреческих кругов пытались ограничить права левитов. Свидетельства этой борьбы сохранились у Иосифа Флавия (например, рассказ о том, как Юлий Цезарь приказал населению Эрец-Исраэль выплатить первосвященнику Гиркану II и его роду причитающиеся им десятины, по-видимому, по просьбе самого Гиркана /Древ. 14:203; 20:181/). После разрушения Храма распространилось обыкновение отдавать ма‘асер ришонлюбому кохену по выбору жертвователя. * Ма‘асер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников ее следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками. * Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое ее название ма‘асар ани(«десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27–29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам (см. также Лекет, шихеха у-феа). * Ма‘асар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе ее отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка Иехезкеля (34:12–20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена. * Ма‘асар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).
|